Сетевое педагогическое сообщество профессионального образования

"МЕТОДИСТЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА"

 

Проекты педагогов

 

 

Проблемные области современной модели интерактивной профориентационной работы в сетевом взаимодействии образовательных организаций

 

Ильин Пётр Викторович, методист, преподаватель КГБ ПОУ 7, организатор КИП

 

В современных условиях развития системы среднего профессионального образования Российской Федерации большую роль приобретает профессиональная ориентация. Отходя от традиционного понимания, профессиональная ориентация рассматривается нами как комплекс интерактивных мероприятий в системе сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленная на качественное и эффективное профессиональное самоопределение молодежи. Это влияет на формирование качественного состава контингента обучающихся профессиональных образовательных организаций, снижая риск отчисления обучающихся по причине неосознанного выбора профессии и формируя в дальнейшем качественный рынок труда рабочих профессий.

         В последнее время в научной литературе рассматривается проблема «манипулятивной» профессиональной ориентации, которая предполагает «…управление сознанием самоопределяющегося человека извне», «… восприятие самоопределяющегося человека в качестве объекта своих собственных экономических интересов, а не субъекта его профессионального выбора» [3, с.8-9].

В связи с этим, такая форма как информационная профориентация, влияющая на неосознанный выбор профессии, считается «манипулятивной» и неэффективной.

         Исследуя профориентационную составляющую деятельности большинства профессиональных образовательных организаций Хабаровского края, следует отметить доминирующую роль ее информационных форм, в которые входят такие мероприятия как «День открытых дверей», «Профориентационные встречи с обучающимися школ» и др. Безусловно, такие мероприятия должны проводится в рамках программы по профориентации профессиональной образовательной организации, но они должны носить лишь сопутствующую и информационную функции, и не подменять истинное предназначение профориентации. Более того, сетевое взаимодействие в реализации этих форм профориентации сводится лишь к взаимодействию с администрацией образовательной организации.

         По нашему мнению, применение современных технологий интерактивной профессиональной ориентации в сетевом взаимодействии образовательных организаций оказывает влияние не только на качественное профессиональное самоопределение и формирование контингента обучающихся, но и на эффективное развитие профессиональной образовательной организации и среднего профессионального образования Хабаровского края в целом.

         К таким технологиям профориентации относятся:

1)    интерактивные технологии;

2)    тренинговые технологии;

3)    дистанционные технологии.

 

Схема

 

         Несмотря на ведущую роль интерактивных технологий в современном образовательном процессе и достаточно большое описание их в научной и практической литературе, они слабо применяются в профориентации. Отметим, что организацию взаимодействия субъектов педагогического процесса в традиционном понимании интерактивных технологий мы не рассматриваем, в большей степени к ним относятся профессиональные пробы в структуре современной профессиональной ориентации и понимаемую нами как организация взаимодействия обучающегося с моделью технологического процесса определенной сферы профессиональной деятельности (профессии) и ее рефлексией знаний, опыта обучающимся. Содержание профессиональной пробы должно включать в себя четыре компонента – технологический, ситуативный, функциональный и рефлексивный. Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень овладения обучающимися определённых профессиональных умений. Задания включают упражнения на отработку приёмов работы инструментами, используемыми в профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности. Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в неё. Выполнение этих заданий требует от обучающихся определённых мыслительных действий на основе знаний, приобретённых в процессе подготовки к выполнению проб (на теоретических занятиях). Функциональный компонент отражает структурно-функциональную и динамическую сторону профессиональной деятельности. Соответствующие задания направлены на моделирование профессиональных действий в целом и активизируют тем самым потребности установки, цели и мотивы, определяющие направленность на эту деятельность. И наконец, рефлексивный компонент позволяет обучающемуся оценить свои полученные знания, опыт и соотнести их с будущей профессией, а также с помощью опытного педагога определить необходимость ее выбора.

         Отметим, что содержание профессиональных проб должно соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования и профессиональным стандартам, а также стандартам чемпионатов WorldSkills Russia.

         Тренинговые технологии в профориентации в целостном понимании применяются как организация деятельности обучающихся в выборе будущей профессии, включающие в себя современные интерактивные технологии, в том числе и профессиональные пробы. Они могут применяться в такой форме работы как «День профконсультации», которая проводится в нашей образовательной организации для обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ. Кроме этого, нами планируются проводить выездные «Дни профконсультаций» для отдаленных школ районов Хабаровского края. Чаще всего мы применяем такую форму тренинговой технологии как тренинг компетенций, а также используем форму образовательного тренинга. Тренинговую технологию как авторскую технологию мы описали в статье «Тренинговые технологии в среднем профессиональном образовании» в приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 1, 2015 г. [2]

         Дистанционные технологии стали применяться в профессиональной ориентации не так давно, хотя в большей степени они носят эпизодический характер. Более того, профессиональные образовательные организации данную технологию не применяют в своей профориентационной деятельности. Преимущества дистанционной технологии профориентации заключается: 1. В возможности организации индивидуальной профориентации обучающихся общеобразовательных организаций. 2. В большем охвате обучающихся. 3. В возможности проведения профессионального коучинга. 4. В организации профориентационной работы с отдаленными общеобразовательными организациями. Инструментами могут служить различные дистанционные платформы, в которых размещаются информационные блоки, тестовые блоки, видеофрагменты с описанием трудовых операций и профессии в целом, блоками обратной связи для проведения профессионального коучинга и возможностью проведения дистанционных видеоконсультаций, семинаров (вебинаров), тренингов. Такую технологию мы стали применять в 2016 году, и она показывает ее высокую эффективность, при этом исследование ее влияния на качественную профориентацию мы продолжим в течение следующих 2-3 лет.

         Мы описали лишь часть современных технологий, которые можно применять в профессиональной ориентации. Они эффективно включаются в модель интерактивной профессиональной ориентации в сетевом взаимодействии образовательных организаций, при этом необходимо отметить их экспериментальный характер. По этой причине в рамках нашей краевой инновационной площадки по теме «Создание модели интерактивной профориентационной работы в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций» мы проводим исследование эффективности вышеуказанных технологий, наряду с применением традиционных форм профессиональной ориентации.

         В целом, для системного исследования модели интерактивной профориентации в сетевом взаимодействии образовательных организаций и реализации ее современных технологий, необходима в дальнейшем новая структура – Краевой центр профессиональной ориентации, который объединит профессиональные образовательные организации, общеобразовательные организации, предприятия Хабаровского края, что позволит поднять качество профориентации среднего профессионального образования на более высокий уровень, реализовать систему профильной профессиональной подготовки обучающихся 7-9 классов (элективные курсы, каникулярные профильные смены в профессиональных образовательных организациях и др.) и внедрить стандарты WorldSkills Russia в профессиональную ориентацию.

 

Литература:

1.     Ильин П.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как фактор формирования системы интерактивной профориентационной работы в среднем профессиональном образовании. Журнал «Вестник профессионального образования Хабаровского края», № 1, 2016 г. – Хабаровск, КГБОУ ДПО ХКИППКСПО, стр. 28-30.

2.     Ильин П.В. Тренинговые технологии в среднем профессиональном образовании. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 1, 2015 г. -  ФИРО, г. Москва, стр. 96-106.

3.     Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии: Материалы III Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» (21–22 октября 2015, г. Москва)/Составители В.И. Блинов, И.С. Сергеев. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015. – Вып. IV.

4.     Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. Методическое пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

5.     Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.


*При использовании авторских материалов краевых стажировочных площадок обязательна ссылка на следующую информацию: Ф.И.О., должность автора материала, источник информации "Сетевое педагогическое сообщество "Методисты Дальнего Востока" http://metodist27.ru

Дата последнего обновления страницы 05.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»