Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Сетевое педагогическое сообщество профессионального образования

"МЕТОДИСТЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА"

 

Профессиональная ориентация: теория и практика

 

Ильин П.В. Основы профессиональной ориентации

 

Ильин П.В. Основы выбора профессии. Видеофрагмент

 

Видеоурок "Ты и твоя будущая профессия"

 

Информационный модуль "Сферы профессиональной деятельности человека"

 

Практический модуль "Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова"

 

 

 

Современные технологии профессиональной ориентации в среднем профессиональном образовании

 

Ильин Пётр Викторович, методист, преподаватель КГБ ПОУ 7

 

В современных условиях развития системы среднего профессионального образования Российской Федерации большую роль приобретает профессиональная ориентация. Отходя от традиционного понимания, профессиональная ориентация рассматривается нами как комплекс интерактивных мероприятий в системе сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленная на качественное и эффективное профессиональное самоопределение молодежи. Это влияет на формирование качественного состава контингента обучающихся профессиональных образовательных организаций, снижая риск отчисления обучающихся по причине неосознанного выбора профессии и формируя в дальнейшем качественный рынок труда рабочих профессий.

         В последнее время в научной литературе рассматривается проблема «манипулятивной» профессиональной ориентации, которая предполагает «…управление сознанием самоопределяющегося человека извне», «… восприятие самоопределяющегося человека в качестве объекта своих собственных экономических интересов, а не субъекта его профессионального выбора» [3, с.8-9].

В связи с этим, такая форма как информационная профориентация, влияющая на неосознанный выбор профессии, считается «манипулятивной» и неэффективной.

         Исследуя профориентационную составляющую деятельности большинства профессиональных образовательных организаций Хабаровского края, следует отметить доминирующую роль ее информационных форм, в которые входят такие мероприятия как «День открытых дверей», «Профориентационные встречи с обучающимися школ» и др. Безусловно, такие мероприятия должны проводится в рамках программы по профориентации профессиональной образовательной организации, но они должны носить лишь сопутствующую и информационную функции, и не подменять истинное предназначение профориентации.

         По нашему мнению, применение современных технологий профессиональной ориентации оказывает влияние не только на качественное профессиональное самоопределение и формирование контингента обучающихся, но и на эффективное развитие профессиональной образовательной организации и среднего профессионального образования Хабаровского края в целом.

         К таким технологиям профориентации относятся:

1)    интерактивные технологии;

2)    тренинговые технологии;

3)    дистанционные технологии.

 

Схема

 

         Несмотря на ведущую роль интерактивных технологий в современном образовательном процессе и достаточно большое описание их в научной и практической литературе, они слабо применяются в профориентации. Отметим, что организацию взаимодействия субъектов педагогического процесса в традиционном понимании интерактивных технологий мы не рассматриваем, в большей степени к ним относятся профессиональные пробы в структуре современной профессиональной ориентации и понимаемую нами как организация взаимодействия обучающегося с моделью технологического процесса определенной сферы профессиональной деятельности (профессии) и ее рефлексией знаний, опыта обучающимся. Содержание профессиональной пробы должно включать в себя четыре компонента – технологический, ситуативный, функциональный и рефлексивный. Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень овладения обучающимися определённых профессиональных умений. Задания включают упражнения на отработку приёмов работы инструментами, используемыми в профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности. Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в неё. Выполнение этих заданий требует от обучающихся определённых мыслительных действий на основе знаний, приобретённых в процессе подготовки к выполнению проб (на теоретических занятиях). Функциональный компонент отражает структурно-функциональную и динамическую сторону профессиональной деятельности. Соответствующие задания направлены на моделирование профессиональных действий в целом и активизируют тем самым потребности установки, цели и мотивы, определяющие направленность на эту деятельность. И наконец, рефлексивный компонент позволяет обучающемуся оценить свои полученные знания, опыт и соотнести их с будущей профессией, а также с помощью опытного педагога определить необходимость ее выбора.

         Отметим, что содержание профессиональных проб должно соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования и профессиональным стандартам, а также стандартам чемпионатов WorldSkylls Russia.

         Тренинговые технологии в профориентации в целостном понимании применяются как организация деятельности обучающихся в выборе будущей профессии, включающие в себя современные интерактивные технологии, в том числе и профессиональные пробы. Они могут применяться в такой форме работы как «День профконсультации», которая проводится в нашей образовательной организации для обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ. Кроме этого, нами планируются проводить выездные «Дни профконсультаций» для отдаленных школ районов Хабаровского края. Чаще всего мы применяем такую форму тренинговой технологии как тренинг компетенций, а также используем форму образовательного тренинга. Тренинговую технологию как авторскую технологию мы описали в статье «Тренинговые технологии в среднем профессиональном образовании» в приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 1, 2015 г. [2]

         Дистанционные технологии стали применяться в профессиональной ориентации не так давно, хотя в большей степени они носят эпизодический характер. Более того, профессиональные образовательные организации данную технологию не применяют в своей профориентационной деятельности. Преимущества дистанционной технологии профориентации заключается: 1. В возможности организации индивидуальной профориентации обучающихся общеобразовательных организаций. 2. В большем охвате обучающихся. 3. В возможности проведения профессионального коучинга. 4. В организации профориентационной работы с отдаленными общеобразовательными организациями. Инструментами могут служить различные дистанционные платформы, в которых размещаются информационные блоки, тестовые блоки, видеофрагменты с описанием трудовых операций и профессии в целом, блоками обратной связи для проведения профессионального коучинга и возможностью проведения дистанционных видеоконсультаций, семинаров (вебинаров), тренингов. Такую технологию мы стали применять в 2016 году, и она показывает ее высокую эффективность, при этом исследование ее влияния на качественную профориентацию мы продолжим в течение следующих 2-3 лет.

         Мы описали лишь часть современных технологий, которые можно применять в профессиональной ориентации. Они эффективно включаются в модель интерактивной профессиональной ориентации в сетевом взаимодействии образовательных организаций, при этом необходимо отметить их экспериментальный характер. По этой причине в рамках нашей краевой инновационной площадки по теме «Создание модели интерактивной профориентационной работы в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций» мы проводим исследование эффективности вышеуказанных технологий, наряду с применением традиционных форм профессиональной ориентации.

 

Литература:

1.     Ильин П.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как фактор формирования системы интерактивной профориентационной работы в среднем профессиональном образовании. Журнал «Вестник профессионального образования Хабаровского края», № 1, 2016 г. – Хабаровск, КГБОУ ДПО ХКИППКСПО, стр. 28-30.

2.     Ильин П.В. Тренинговые технологии в среднем профессиональном образовании. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 1, 2015 г. -  ФИРО, г. Москва, стр. 96-106.

3.     Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии: Материалы III Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» (21–22 октября 2015, г. Москва)/Составители В.И. Блинов, И.С. Сергеев. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015. – Вып. IV.

4.     Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. Методическое пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

5.     Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"